Мотор не глохнет после выключения зажигания: калильное зажигание

Изображение для статьи Мотор не глохнет после выключения зажигания: калильное зажигание

Если после выключения зажигания, а точнее, после того, как подача искры прекращена, двигатель продолжает работать, основными причинами этого могут быть калильное зажигание (КЗ) или дизелинг. В данной статье речь пойдет о первом явлении.

Калильное зажигание — это самостоятельное воспламенение топливно-воздушной смеси, которое происходит из-за контакта с перегретыми элементами внутри камеры сгорания. Энергия самовоспламеняющегося горючего заставляет коленвал вращаться, как следствие, топливо продолжает поступать в цилиндры, нагревается и самопроизвольно воспламеняется.

КЗ — это не детонация (топливо не взрывается, а горит), тем не менее, вреда для мотора от него не меньше. Калильное зажигание создает повышенную нагрузку на коленчатый вал, элементы ЦПГ и КШМ, вызывает перегрев двигателя, разрушение свечей зажигания, появление задиров на стенках цилиндров, прогар днища поршня и ускоряет износ ДВС, сокращая его ресурс.

Основные причины появления калийного зажигания:

  • Некачественное топливо с низким октановым числом
  • Детонация мотора
  • Неисправность системы охлаждения
  • Использование свечей с несоответствующим калильным числом
  • Нагар и отложения в камере сгорания

На большинстве карбюраторных машин установлен экономайзер, который не только экономит топливо, отключая его подачу при торможении двигателем, но и не дает мотору работать дальше после отключения зажигания. Если на вашем авто стоит это устройство, а движок все равно не глохнет после выключения зажигания, то экономайзер нужно проверить.

Если же он в машине не предусмотрен, то нужно отрегулировать карбюратор так, чтобы обороты двигателя в режиме ХХ снизились. Это уменьшит объем подаваемой смеси, и температура с давлением в цилиндрах понизятся. Если же использовать правильный бензин, то о самовоспламенении смеси можно не беспокоиться.

Очень часто причиной самовозгорания топливной смеси является нагар в камере сгорания. Смесь воспламеняется от контакта с горячими электродами свечи зажигания, с раскаленной головкой выпускного клапана или от тления нагара. Очевидно, что для решения проблемы нужно провести раскоксовку двигателя.

Калильное зажигание может вызвать еще перегрев изолятора или электрода свечи зажигания. Признаком «горячей» свечи является большая поверхность юбки изолятора. Для высокофорсированных двигателей и агрегатов с высокой рабочей температурой подходят только «холодные» свечи зажигания. Кроме того, нужно помнить, что свечи нужно ставить только с тем калильным числом, которое рекомендует производитель.

Из других распространенных причин появления КЗ отметим последствия тюнинга или ремонта, в частности увеличение степени сжатия. Нередко перегрев камеры сгорания вызывает и неисправность в работе системы охлаждения.

Чтобы предотвратить калильное зажигание, нужно заливать топливо только с подходящим октановым числом, регулярно проверять правильность выставления угла опережения зажигания и устанавливать свечи зажигания с подходящим калильным числом.