Актуальность данной темы объясняется тем, что резкая остановка сильно разогретого ДВС запросто может привести к серьезным поломкам мотора. При этом глушить движок сразу после остановки не рекомендуется при любом силовом агрегате: и атмосферном, и турбированном бензиновом или дизельном.
Практически у всех водителей действия в конце поездки доведены до автоматизма. Для машин с механикой это: снизить скорость — выжать сцепление — переключиться на «нейтраль» — нажать на тормоз — дернуть ручник — заглушить мотор. Для авто с автоматом: нажать на тормоз — переключить КПП в положение «Р» — поставить машину на стояночный тормоз — заглушить мотор.
При этом нужно понимать, что если нагрузки на мотор были большие и двигатель был разогрет до предела, то пары секунд работы на «холостых» будет не достаточно для того, чтобы система охлаждения отвела избытки тепла от двигателя. Если учесть, что охлаждающая жидкость циркулирует по каналам, только когда движок работает, становится понятно, что любой атмосферный мотор стоит выключать только после 20-30 секунд работы вхолостую.
Если же горячий ДВС заглушить слишком резко, это может спровоцировать локальный перегрев ЦПГ и других элементов мотора. А если дело происходит зимой, то движок получит воздействие резких перепадов температур.
Что касается агрегатов с турбонаддувом, то для них выключение сразу после остановки недопустимо, независимо от имевшейся нагрузки. Дело в том, что турбина работает от потока выхлопных газов и от этого сильно разогревается. Когда мотор останавливают резко, турбокомпрессор перестает работать, будучи горячим, при этом подача масла, необходимого для смазки и охлаждения подшипников турбины, прекращается. В итоге температура турбины увеличивается, а на смазку подшипников идет только остаточное масло из турбокомпрессора. Из-за высоких температур и нагрузок это масло коксуется, а механические элементы турбонагнетателя быстрее изнашиваются.
Таким образом, прежде чем заглушить турбомотор, его нужно подержать в режиме холостого хода не менее минуты (лучше 2-3 мин.).
Нужно отметить, что многие современные автомобили имеют штатную систему защиты. В частности, на заглушенном двигателе какое-то время может работать вентилятор, питаясь от АКБ. А на турбомоторах могут быть установлены турботаймеры, которые просто не дадут вам заглушить ДВС, пока не пройдет определенное время.
Однако «на других надейся, а сам не плошай»: не стоит полагаться только на штатную защиту. Помните, что после резкого глушения ДВС всегда есть опасность серьезных повреждений агрегата. Особенно это актуально для движков без турботаймера и в период минусовых температур. Не спешите останавливать двигатель и во время работы вентилятора, т.к. последний сбивает градус на слишком перегретой установке.
Отдельного внимания заслуживает остановка двигателя в случае его перегрева. Если сразу заглушить такой ДВС, это может привести к заклиниванию, деформации ГБЦ и другим бедам. Перегретому двигателю нужно дать поработать на холостом ходу примерно полминуты перед отключением. Также отметим, что скорость в этом случае сбавлять нужно с помощью тормозной системы, а не торможением двигателем.