Как проверить термостат прямо на автомобиле

Изображение для статьи Как проверить термостат прямо на автомобиле

Всем известно, что во время работы ДВС нагревается. При этом температура мотора должна находиться в определенных пределах. Если движок будет холодным, он будет есть больше топлива, чем нужно. Если мотор перегреется, это может вызвать серьезные поломки и даже заклинивание ДВС.

За температурный режим в системе отвечает термостат. С учетом важности данного элемента любому водителю стоит знать, какие признаки указывают на неисправности термостата и как можно проверить этот элемент, не снимая его с авто.

Функция термостата — регулировать движение ОЖ по малому и большому кругу охлаждения. Конструктивно прибор представляет из себя цилиндр, внутри которого располагается шток и 2 клапана (малого круга и основной). Цилиндр заполнен смесью из воска, порошковой меди, графита и алюминия.

Принцип работы термостата следующий: когда охлаждающая жидкость достигает определенной температуры, жар от нее нагревает воск внутри цилиндра, смесь расширяется и выдавливает шток с клапаном малого круга. Это перекрывает малый круг, и жидкость начинает циркулировать через радиатор.

Если учесть, что термостат перекрывает один круг теплообмена и открывает другой, становится понятно, что в случае поломки он будет все время гонять ОЖ либо по малому кругу, либо через радиатор. В первом случае результатом станет перегрев ДВС (об этом вы узнаете по сигналу на приборной панели), во втором — перерасход топлива и неработающая печка. При этом во втором случае проблема может быть обнаружена только в холодное время года: при минусовых температурах движок не сможет прогреться до нужной температуры, что и приведет к перерасходу топлива.

Чтобы проверить термостат, не обязательно ехать в автосервис. Вы вполне можете провести диагностику сами, при этом элемент даже не нужно снимать с машины.


Где находится термостат

Найти этот элемент достаточно просто. Загляните под капот, найдите самый толстый патрубок. Вам нужен верхний шланг радиатора (ищите перед двигателем), который идет к мотору. Другой конец этого патрубка будет соединен с корпусом термостата.

Если схема расположения деталей на вашей машине иная (такое возможно для некоторых иномарок), найти термостат поможет тех.руководство для вашей модели авто.

Как проверить работу термостата

  1. заведите мотор
  2. подождите пару минут, потом откройте капот
  3. пощупайте шланг, который соединяет радиатор и термостат. Сначала он будет холодным
  4. когда мотор прогреется, термостат должен будет открыть большой круг, и жидкость начнет циркулировать через радиатор. Т.к. температура, при которой это происходит, для любого автомобиля будет более 70 градусов, то все шланги, соединенные с термостатом, станут горячими. Если шланг остается холодным, значит, термостат неисправен.

В случае поломки данный элемент не ремонтируют, а меняют на новый. Кстати, его работоспособность можно проверить еще до установки на автомобиль: целиком погрузите устройство в кастрюлю с водой, поставьте кастрюлю на огонь и ждите, пока вода нагреется до рабочей температуры (указана на корпусе прибора). После этого устройство должно сработать.


Как видите, диагностика термостата не требует особых знаний и инструментов и не занимает много времени. Поэтому в случае, если температурный режим нарушается, именно эту деталь имеет смысл проверять в первую очередь.