Система смазки ДВС обеспечивает подачу масла к деталям двигателя, при этом смазка подается под определенным давлением. Если давление падает, у мотора начинается «масляное голодание», проще говоря, нагруженные узлы, не получая нужного объема смазки, изнашиваются ускоренными темпами.
Кроме того, могут появиться локальные перегревы или повреждения элементов продуктами износа (в нормальных условиях смазывающая жидкость выполняет еще роль очистителя и охладителя). И наконец, в двигателе могут появиться посторонние стуки и шумы. Все это приводит в конечном счете к задирам на зеркале цилиндров, выходу из строя подшипников скольжения и других важных деталей, заклиниванию мотора и другим малоприятным последствиям.
Как уже было сказано, о снижении давления масла говорит сигнальная лампочка. При этом в зависимости от ситуации лампа может гореть постоянно, может моргать, может гореть только на холодном или только на прогретом двигателе и т.д.
Если давление масла загорается на прогретом двигателе, причины могут быть следующие:
В любом случае, если загорелось давление масла, пользоваться машиной до устранения неисправностей, крайне не рекомендуется. Теперь рассмотрим каждую причину подробнее.
Снижение уровня смазки
Снижение уровня смазки могут вызвать различные причины: и течь, и износ двигателя. Если нужно решить вопрос быстро, можно просто долить смазку и продолжать доливать ее по уровню какое-то время. Но это временное решение, течь обязательно нужно найти и устранить (заменить сальники, маслосъемные колпачки, поршневые кольца), а сильно изношенный мотор — отправить на капремонт.
Неподходящее моторное масло
Если вы заливаете масло, которое не соответствует рекомендациям производителя (0W20 вместо 5W40, например), то в нагретом состоянии такая смазка будет слишком жидкой. В результате даже исправные сальники и прокладки не остановят течь, что приведет к первой проблеме — снижению уровня смазки в ДВС. Чтобы этого избежать, выбирать масло нужно правильно. А еще менять смазку в установленные сроки, иначе масло просто теряет свои свойства.
Потеря свойств масла
Говоря о потере свойств смазки, нельзя не сказать о проблеме смешивания масла с антифризом. Это достаточно серьезная поломка, т.к. если охлаждающая жидкость попадает в масляную систему, значит, есть существенные дефекты: трещины в блоке цилиндров и ГБЦ, пробои прокладки головки блока и т.д. О наличии такой проблемы говорит рост уровня масла и снижение уровня антифриза в расширительном бачке, а также появление эмульсии на масляном щупе.
Свойства смазки меняются и в случае, если в нее попадает топливо (появится троение мотора) или если используются различные присадки и добавки.
Неисправности системы смазки и ДВС
Что касается неисправностей системы смазки и мотора, то здесь давление масла может загораться, если имеет место большой износ ЦПГ, забита сетка-фильтр маслоприемника, давно не менялся или установлен неподходящий масляный фильтр, имеются неисправности в масляном насосе или редукционном клапане.
И напоследок совет. Если течь обнаружить не удалось, а уровень и состояние масла в норме, прежде чем начинать разбор мотора для точной диагностики, сделайте замеры давления масла. Дело в том, что иногда сигнальная лампочка загорается не из-за серьезных проблем, а из-за неисправностей с проводкой или датчиком давления смазки.
Как бы то ни было, если загорелась или начала мигать лампочка давления масла, игнорировать такой сигнал нельзя. Попустительство может привести к серьезным поломкам мотора и необходимости капитального ремонта или вообще замены ДВС.