Почему двигатель перегревается и чем это грозит

Изображение для статьи Почему двигатель перегревается и чем это грозит

Перегрев двигателя — вопрос серьезный и, можно сказать, болезненный. Ведь именно это явление стоит на первых позициях среди причин, убивающих мотор. Почему двигатель перегревается и к чему это может привести, рассмотрим в данной статье.

Для начала разберемся, какие признаки указывают на перегрев. В первую очередь стоит следить за показаниями датчика контроля температуры ДВС. На некоторых автомобилях сигналом беды будет мигание лампочки-индикатора и соответствующий звуковой сигнал, на других — стрелка температуры ОЖ переедет в красную зону. При этом сам мотор начинает работать хуже, возникают шумы, падает мощность.

Причин, вызывающих перегрев движка, великое множество. Тем не менее, можно выделить несколько самых распространенных:

1) загрязнение радиатора. Причем забиваться он может как снаружи (пылью, пухом летом и т.д.), так и внутри (осадок от некачественной ОЖ или несвоевременной ее замены).

2) проблемы с вентилятором. Чаще всего возникают потому, что датчик включения вентилятора не срабатывает, а не срабатывает он из-за слоя грязи в радиаторе (датчик стоит в самом низу).


3) неисправность термостата. Когда в системе охлаждения накапливаются отложения, упругий элемент термостата «зависает» и либо гоняет жидкость по большому контуру (следствие — движок сложнее прогреть), либо по малому (следствие — перегрев).

4) выход из строя водяной помпы или ремня ее привода

5) неправильно отрегулированное зажигание

6) недостаток охлаждающей жидкости

7) прогар выпускного клапана


8) воздушная пробка в системе охлаждения

9) неправильный режим работы двигателя (буксировочный режим, работа на холостых, как в пробках)

10) отложения в полостях охлаждения и камере сгорания

А теперь поговорим о последствиях. Степень их тяжести зависит от степени перегрева. Самый «легкий» случай, это когда двигатель работал не более 10 минут. При таком слабом перегреве подплавятся поршни, сам же мотор (речь о многих современных моделях) может даже не почувствовать завышенной температуры.

dvs-kompressiya_28.jpg

Если же движок продолжит работу, то к повреждению поршней добавится искривление головки блока цилиндров или появление в ней трещины (что в свою очередь может спровоцировать вылетание клапанного гнезда). Высока вероятность и других повреждений: прокладка ГБЦ может прогореть, межкольцевые перегородки на поршнях — разрушиться, на алюминиевых блоках могут появиться искривления, а сальники станут пропускать масло.

При сильном перегреве страдают практически все рабочие детали силового агрегата. От высоких температур начинают плавиться поршни (чем дольше – тем больше они прогорают), расплавленный металл остается на стенках цилиндров. Моторное масло при слишком высоких температурах теряет свои смазывающие свойства, следовательно, «летят» трущиеся детали.

Далее идет деформация ГБЦ, прогорание клапанов, вылетание клапанных гнезд. В конце концов, сломается либо коленвал, либо поршень. В любом случае состояние мотора станет, мягко говоря, плачевным.

Если движок перегрелся, самое разумное, что можно сделать — остановиться. Только не лезьте сразу под капот — там вас ждет горячий пар. И не спешите доливать ОЖ — от резкого охлаждения металл деформируется, и детали мотора могут потрескаться или искривиться. При слабом перегреве глушить мотор лучше после пары минут работы на холостых оборотах, при сильном же глушите сразу, пока двигатель окончательно не «спекся».

Как избежать перегрева двигателя? Ответ банален: следить за мотором. Использовать только качественное топливо, правильно регулировать, своевременно подтягивать ремни вентилятора и помпы и не допускать нарастания грязи и отложений.