Работа двигателя невозможна без масла, вот только смазка должна быть не везде. Например, в камере сгорания появление смазывающей жидкости крайне не желательно, т.к. масло портит топливно-воздушную смесь и ухудшает сгорание, создает нагар на клапанах, стенках цилиндра и поршневых кольцах. В результате происходит рост расхода топлива и закоксовывание мотора.
Для защиты камеры сгорания от масла в двигателях стоят маслосъемные колпачки или по-другому клапанные сальники. Они располагаются на штоках и во время движения клапана вниз снимают масло, не позволяя ему попасть в камеру сгорания.
Сальники производят из специальной, очень устойчивой к различным воздействиям резины, точнее, определенного вида каучука. Однако со временем даже самый стойкий материал изнашивается; резина трескается, теряет эластичность, отслаивается от основания. В результате колпачки начинают пропускать масло.
По оцене специалистов, ресурс сальников в современных двигателях составляет примерно 100 тыс. км. Но на практике эта цифра может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. О том, что маслосъемные колпачки пора менять, вам скажут определенные признаки износа.
В первую очередь, это повышенный расход масла. Во вторую — синий выхлоп. Единственный нюанс: эти же признаки указывают на проблемы с кольцами. Поэтому стоит проверить наличие третьего признака — нагара на электродах свечей зажигания, если он есть, значит, дело в сальниках.
Как самому поменять маслосъемные колпачки
В первую очередь нужно подготовить все необходимое для замены:
- свечной ключ
- длинная плоская отвертка
- пинцет или длинногубцы (подойдет медицинский зажим)
- магнитная рукоятка или узкий продолговатый магнит
- ключи для снятия крышки клапанов и головки цилиндров
- съемник маслосъемных колпачков
- рассухариватель клапанов (выбирайте покрепче, не экономьте, иначе он сломается прямо в процессе работы)
- прокладка крышки блока цилиндров
- прокладка под головку блока цилиндров (если ее придется снимать),
- герметик
- набор новых сальников (количество колпачков равно числу цилиндров и клапанов двигателя)
Процедура замены сальников:
- Отключаем клеммы аккумулятора.
- Выкручиваем все свечи и отсоединяем все провода.
- Снимаем крышку ГБЦ.
- Ставим первый цилиндр в верхнюю мертвую точку. Для этого включаем 4 передачу, поддомкрачиваем заднее колесо и, вращая его, по меткам на звездочке газораспределительного механизма выставляем нужное положение.
- Снимаем головку БЦ. Можно обойтись и без этого, но тогда вы не увидите нагар на клапанах.
- Достаем распределительный вал и снимаем рокеры с клапанов. Обратите внимание: откуда сняли, туда потом и надо ставить — порядок очень важен.
- Рассухаривателем надавливаем на пружину клапана. Когда она опустится вниз, аккуратно достаем сухарики (здесь пригодится пинцет или длинногубцы).
- Аккуратно вытаскиваем тарелку клапана, обе пружины и шайбу под ними. Опять же помните: пружины и клапаны при дальнейшей установке должны соответствовать друг другу.
- Теперь можно снять старые сальники и установить новые. Перед установкой снимаем с нового колпачка пружинку в виде колечка, а сам колпачок хорошо смазываем маслом. Далее с помощью подходящей по диаметру трубки или специальной наставки легкими ударами вбиваем колпачок на свое место. Надеваем пружинку.
- После замены всех сальников ставим все снятые элементы на свои места.
Мы не рекомендуем игнорировать износ сальников и продолжать ездить на таком автомобиле. Замена этого элемента не такое сложное и дорогое дело, зато оно избавит вас от появления ряда серьезных проблем. Ведь изношенные колпачки постепенно приводят к тому, что мощность мотора падает, он начинает периодически глохнуть, обороты начинают «плавать», а на цилиндрах, поршнях и клапанных седлах появляется нагар. Последнее, к слову, очень серьезный дефект, который может привести к дорогостоящему капремонту двигателя.