Признаки износа и самостоятельная замена маслосъемных колпачков

Изображение для статьи Признаки износа и самостоятельная замена маслосъемных колпачков

Работа двигателя невозможна без масла, вот только смазка должна быть не везде. Например, в камере сгорания появление смазывающей жидкости крайне не желательно, т.к. масло портит топливно-воздушную смесь и ухудшает сгорание, создает нагар на клапанах, стенках цилиндра и поршневых кольцах. В результате происходит рост расхода топлива и закоксовывание мотора.

Для защиты камеры сгорания от масла в двигателях стоят маслосъемные колпачки или по-другому клапанные сальники. Они располагаются на штоках и во время движения клапана вниз снимают масло, не позволяя ему попасть в камеру сгорания.

Сальники производят из специальной, очень устойчивой к различным воздействиям резины, точнее, определенного вида каучука. Однако со временем даже самый стойкий материал изнашивается; резина трескается, теряет эластичность, отслаивается от основания. В результате колпачки начинают пропускать масло.

По оцене специалистов, ресурс сальников в современных двигателях составляет примерно 100 тыс. км. Но на практике эта цифра может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. О том, что маслосъемные колпачки пора менять, вам скажут определенные признаки износа.

В первую очередь, это повышенный расход масла. Во вторую — синий выхлоп. Единственный нюанс: эти же признаки указывают на проблемы с кольцами. Поэтому стоит проверить наличие третьего признака — нагара на электродах свечей зажигания, если он есть, значит, дело в сальниках.

Как самому поменять маслосъемные колпачки

В первую очередь нужно подготовить все необходимое для замены:

  • свечной ключ
  • длинная плоская отвертка
  • пинцет или длинногубцы (подойдет медицинский зажим)
  • магнитная рукоятка или узкий продолговатый магнит
  • ключи для снятия крышки клапанов и головки цилиндров
  • съемник маслосъемных колпачков
  • рассухариватель клапанов (выбирайте покрепче, не экономьте, иначе он сломается прямо в процессе работы)
  • прокладка крышки блока цилиндров
  • прокладка под головку блока цилиндров (если ее придется снимать),
  • герметик
  • набор новых сальников (количество колпачков равно числу цилиндров и клапанов двигателя)

Процедура замены сальников:

  1. Отключаем клеммы аккумулятора.
  2. Выкручиваем все свечи и отсоединяем все провода.
  3. Снимаем крышку ГБЦ.
  4. Ставим первый цилиндр в верхнюю мертвую точку. Для этого включаем 4 передачу, поддомкрачиваем заднее колесо и, вращая его, по меткам на звездочке газораспределительного механизма выставляем нужное положение.
  5. Снимаем головку БЦ. Можно обойтись и без этого, но тогда вы не увидите нагар на клапанах.
  6. Достаем распределительный вал и снимаем рокеры с клапанов. Обратите внимание: откуда сняли, туда потом и надо ставить — порядок очень важен.
  7. Рассухаривателем надавливаем на пружину клапана. Когда она опустится вниз, аккуратно достаем сухарики (здесь пригодится пинцет или длинногубцы).
  8. Аккуратно вытаскиваем тарелку клапана, обе пружины и шайбу под ними. Опять же помните: пружины и клапаны при дальнейшей установке должны соответствовать друг другу.
  9. Теперь можно снять старые сальники и установить новые. Перед установкой снимаем с нового колпачка пружинку в виде колечка, а сам колпачок хорошо смазываем маслом. Далее с помощью подходящей по диаметру трубки или специальной наставки легкими ударами вбиваем колпачок на свое место. Надеваем пружинку.
  10. После замены всех сальников ставим все снятые элементы на свои места.

Мы не рекомендуем игнорировать износ сальников и продолжать ездить на таком автомобиле. Замена этого элемента не такое сложное и дорогое дело, зато оно избавит вас от появления ряда серьезных проблем. Ведь изношенные колпачки постепенно приводят к тому, что мощность мотора падает, он начинает периодически глохнуть, обороты начинают «плавать», а на цилиндрах, поршнях и клапанных седлах появляется нагар. Последнее, к слову, очень серьезный дефект, который может привести к дорогостоящему капремонту двигателя.