По сути, стук — это удары деталей друг о друга, и чем дольше и сильнее будут удары, тем быстрее будут изнашиваться соответствующие детали. И если ГРМ без особых последствий может стучать не одну тысячу километров, то КШМ и ЦПГ выйдут из строя уже через несколько километров.
В общем случае стук возникает, когда между элементами сильно увеличиваются зазоры. Но бывают случаи, когда двигатель стучит и с нормальными зазорами. Тогда причинами звука могут быть: чрезмерная нагрузка на мотор, детонация, заклинивание или перекос деталей внутри ДВС, снижение вязкости масла.
К самым распространенным причинам стука двигателя относятся:
Кроме этого, стучать ДВС может, если используется неправильное топливо или неподходящие свечи зажигания, если в системе выхлопа есть неисправности, если неправильно отрегулирован момент зажигания.
Что делать, если стучит мотор? Если стук слышен, пока двигатель холодный, а после прогрева звук исчезает, то страшного ничего нет: при нагревании детали расширяются, и зазоры между элементами приходят в норму.
Если же стук появился на ходу, то в первую очередь нужно проверить уровень масла. Есть немалая вероятность, что после долива смазочной жидкости стук в моторе прекратится.
Если этот метод не помог и с уровнем масла все в порядке, следует выяснить, усиливается ли звук при нагрузках и насколько быстро. Если под нагрузкой стук растет и быстро прогрессирует, единственный правильный вариант действий — вызов эвакуатора и срочный ремонт. В противном случае движок может просто разрушиться.