Стук в двигателе: почему возникает и что делать?

Изображение для статьи Стук в двигателе: почему возникает и что делать?

Когда двигатель или другие узлы изнашиваются, неизбежно появляются посторонние звуки: шумы, скрипы, стуки. При этом стук в моторе в 9 из 10 случаев — очень тревожный сигнал, который требует профессиональной диагностики. В данной статье мы рассмотрим основные причины стуков в двигателе и действия при возникновении таких звуков.

По сути, стук — это удары деталей друг о друга, и чем дольше и сильнее будут удары, тем быстрее будут изнашиваться соответствующие детали. И если ГРМ без особых последствий может стучать не одну тысячу километров, то КШМ и ЦПГ выйдут из строя уже через несколько километров.

В общем случае стук возникает, когда между элементами сильно увеличиваются зазоры. Но бывают случаи, когда двигатель стучит и с нормальными зазорами. Тогда причинами звука могут быть: чрезмерная нагрузка на мотор, детонация, заклинивание или перекос деталей внутри ДВС, снижение вязкости масла.

К самым распространенным причинам стука двигателя относятся:

  • стук поршней или поршневых пальцев. Звук локализуется в блоке цилиндров. В первом случае проявляется на холодную, на малых оборотах и при сбросе газа, во втором — при перегазовке, при сбросе газа или ускорении.
  • стук коренных подшипников коленвала. Проявляется на низких оборотах, при резком поднятии оборотов и сбросе газа. Причиной может быть раннее зажигание, увеличенный зазор между шейками и вкладышами и использование смазочного материала низкого качества.
  • стук шатунных вкладышей. Если слышите отчетливый металлический звук, который резко возрастает при смене оборотов коленвала, — срочно на ремонт!
  • стук клапанов. Причины: увеличение зазоров, поломка клапанной пружины, износ кулачков распредвала.стук коленвала в блоке цилиндров.
  • шумы в приводе распредвала. Причины: слабое натяжение зубчатого ремня, увеличение зазоров между рычагами и кулачками, между стержнем клапана и направляющей втулкой, износ кулачков.

e761dbf1.jpg

Кроме этого, стучать ДВС может, если используется неправильное топливо или неподходящие свечи зажигания, если в системе выхлопа есть неисправности, если неправильно отрегулирован момент зажигания.

Что делать, если стучит мотор? Если стук слышен, пока двигатель холодный, а после прогрева звук исчезает, то страшного ничего нет: при нагревании детали расширяются, и зазоры между элементами приходят в норму.

Если же стук появился на ходу, то в первую очередь нужно проверить уровень масла. Есть немалая вероятность, что после долива смазочной жидкости стук в моторе прекратится.

Если этот метод не помог и с уровнем масла все в порядке, следует выяснить, усиливается ли звук при нагрузках и насколько быстро. Если под нагрузкой стук растет и быстро прогрессирует, единственный правильный вариант действий — вызов эвакуатора и срочный ремонт. В противном случае движок может просто разрушиться.