Свечи зажигания: как проверить их состояние

Изображение для статьи Свечи зажигания: как проверить их состояние

Свечи зажигания играют важную роль в работе двигателя, от их состояния зависит то, как будет вести себя мотор. Все знают, что свечи нужно менять вовремя. Но когда наступает это время и что будет, если замену проигнорировать? Ответы на эти вопросы — в данной статье.

Срок службы различных свечей зажигания разный. Одни производители рекомендуют менять их через 50 тыс. км, другие — через 90 тыс. км. Но производители получают эти интервалы из не самых реальных условий эксплуатации автомобиля. На практике, когда топливо заливается не самого высокого качества, движок часто работает на холостых оборотах, езда по городу подразумевает низкие обороты и т.д., в этих условиях срок службы свечей существенно сокращается. Если быть точнее, бюджетные свечи выдерживают обычно до 20 тыс.км пробега, а у дорогих иридиевых или платиновых нужно отнять от заявленного срока службы не меньше 15 тыс.км.

Как понять, что пора менять свечи зажигания? Основные симптомы неисправностей:

  • проблемы с запуском мотора,
  • неустойчивая работа ДВС на холостых оборотах и в движении,
  • увеличение расхода топлива,
  • снижение мощности силового агрегата,
  • появление посторонних звуков и вибраций во время работы двигателя.

Проверка состояния свечей зажигания

Желательно проверять состояние свечей через 10-15 тыс.км, т.е. тогда же, когда меняете масло. Чаще всего, чтобы проверить свечи зажигания, их необходимо снять. Для этого нужно выключить зажигание, отметить неким образом высоковольтные провода (если на них нет маркировки с информацией о цилиндре), после чего снять со свечей колпачки. Только помните, что за провод тянуть нельзя — держать нужно за наконечник. В заключение специальным ключом откручиваются сами свечи, при этом стоит запомнить, какая свеча какому цилиндру соответствует.

На первом этапе проверки свечу нужно внимательно осмотреть. Само собой разумеется, что никаких дефектов, признаков оплавления быть не должно. Кроме того, следует проверить состояние изолятора и электродов. После этого свечи проверяют либо специальным прибором, либо устанавливая на стенд.


Некоторые автомобилисты проводят проверку, не откручивая свечи (проверка на искру). Для этого при работающем моторе нужно поочередно отключать провода, которые соединяют свечи и прерыватель-распределитель, и прислушиваться к движку. Если ничего не меняется, значит, проблемная свеча найдена. Если ДВС начал работать менее стабильно, нужно искать дальше.

Чтобы оценить работу свечей, проводов и всей системы зажигания, можно воспользоваться следующим методом. Снимаем высоковольтный провод, выкручиваем свечу зажигания, вставляем ее в колпачок бронепровода и подносим к блоку цилиндров. В норме на свече появляется хорошо заметная искра и слышен характерный треск.


Если вы планируете дальше пользоваться имеющейся свечой зажигания, ее стоит почистить от грязи и отложений. Сделать это можно механически или с использованием химических средств. В первом случае действуйте максимально деликатно, т.к. после грубой очистки могут остаться царапины, которые в дальнейшем приводят к перегреву свечи. Ну а напоследок проверьте зазор между электродами свечей. Он должен составлять 0,7 мм. Если значение получится другое, зазор нужно отрегулировать специальным инструментом.

Когда проводите визуальный осмотр свечей, обратите внимание на цвет налета на электродах. В норме у рабочей свечи налет серовато-коричневый, светлый. Другой цвет может рассказать о состоянии двигателя и имеющихся проблемах. Так, черная копоть говорит и неисправности топливной системы, белый налет — о том, что свечи зажигания перегреваются и нужно проверить величину зазора электрода.

В заключение отметим, что свечи зажигания и свечные высоковольтные провода — это расходники, которые периодически все равно нужно менять. И менять их желательно не запаздывая.