Торможение мотором позволяет снизить скорость автомобиля, не задействовав тормозную систему. Мнения относительно такого способа у автовладельцев расходятся. Сторонники говорят, что если тормозить двигателем, то можно сэкономить топливо и снизить риски в некоторых дорожных ситуациях. Противники делают упор на ускоренный износ движка и коробки передач. В данной статье мы рассмотрим, как правильно тормозить двигателем и когда это делать целесообразно.
Для начала рассмотрим подробнее основные плюсы и минусы торможения двигателем.
Одно из главнейших преимуществ такого способа — снижение риска заноса. Когда мы тормозим «классическим» методом, колеса блокируются, и машина, по сути, становится неуправляемой. Даже на автомобилях с ABS, где данный эффект минимизирован настолько, насколько это возможно, вероятность заноса, особенно на скользкой дороге, остается актуальной.
В результате торможение мотором становится одним из самых безопасных приемов замедления в условиях мокрой / скользкой дороги, а также при движении по серпантину и при длительном спуске.
Многих водителей торможение двигателем привлекает за счет возможности сэкономить топливо. На современных инжекторных машинах с механической КПП подача топлива полностью прекращается, если отпустить педаль газа. Поэтому, если условия позволяют двигаться на включенной передаче, некоторые прибегают именно к такому способу торможения.
И еще среди плюсов стоит отметить то, что данный метод может выручить, если по какой-либо причине тормоза вышли из строя. Конечно, полностью остановиться, тормозя движком, не получится, но вот снизить скорость до безопасной — запросто.
Что же касается недостатков, то помимо ускоренного износа мотора, не менее важным является потенциальное создание аварийной ситуации. Дело в том, что при торможении двигателем на педаль тормоза водитель не нажимает, а значит, стоп-сигналы у тормозящей машины не горят. Нетрудно догадаться, что водитель следующей сзади машины может не успеть сориентироваться, и тогда риск ДТП устремится к 100 %.
Как тормозить двигателем правильно?
На самом деле, существует порядка 20 приемов такого торможения, но на деле достаточно знать следующие азы.
Торможение мотором для автомобилей с механической коробкой передач выполняется так:
Как вы понимаете, это общая инструкция. На деле нужно учитывать первоначальную скорость и правильно подбирать моменты переключения передач. Если переключиться вниз слишком резко, в момент, когда обороты коленвала высокие, то тормозной эффект может оказаться слишком сильным, колеса будут временно заблокированы, а значит, машину может занести. К тому же такое переключение создаст слишком большую нагрузку на двигатель и трансмиссию.
Для более щадящего понижения передачи при возможности лучше сделать перегазовку. Т.е. выжать сцепление, выключить передачи с переводом коробки в «нейтраль», затем нажать на газ (чтобы поднять обороты ДВС), после чего снова нажать на педаль сцепления и включить пониженную передачу.
Важно! Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя включать 1 передачу сразу после 4, 5 или даже 3-ей! Также нельзя резко бросать сцепление. Отпускать педаль нужно плавно, слегка задерживая ее в тот момент, когда двигатель начинает соединяться с трансмиссией.
Что касается автомобилей с коробкой «автомат», то здесь возможность использовать торможение двигателем зависит от типа коробки и ее конструктивных особенностей. Одни коробки позволяют последовательно переключать передачи в ручном режиме, другие имеют только фиксированные режимы с возможностью выбора пониженных передач, а третьи вообще не рассчитаны на взаимодействие с водителем. Поэтому универсального способа тормозить двигателем с автоматической КПП не существует, алгоритм можно узнать из инструкции к авто или от официальных представителей марки.
Выводы
1) Если делать все правильно, большого вреда ни мотору, ни трансмиссии торможение двигателем не причинит.
2) Не стоит злоупотреблять данным методом (экономия горючего хоть и есть, но она не такая уж значительная). Но и не лишним будет научиться данной технике, особенно если у вас машина с «механикой».
3) Помните, что при таком способе торможения задние автомобили не получают никаких сигналов о вашем намерении снизить скорость.
4) Если выполнять торможение двигателем неправильно, ресурс и силового агрегата, и коробки передач будет снижен, а в некоторых случаях возможны и серьезные поломки.
5) Если у вас машина с коробкой «автомат», нужно отдельно изучить, допустимо ли вообще применять такой метод торможения и как это делать правильно.