Почему двигатель детонирует и что с этим делать

Изображение для статьи Почему двигатель детонирует и что с этим делать

Детонация двигателя — дело опасное, т.к. она за короткое время может вызвать очень серьезные неисправности и привести к дорогому и сложному ремонту мотора. Почему двигатель детонирует, как распознать детонацию и что делать в этом случае, вы узнаете из данной статьи.

Детонация мотора — это процесс несвоевременного неконтролируемого возгорания топлива, которое напоминает взрывы в цилиндре. Из-за этих взрывов элементы ЦПГ и КШМ испытывают огромные нагрузки, что, конечно, сказывается на ресурсе ДВС.

Обнаружить детонацию можно по нескольким признакам. Один из самых явных — это звук, который появляется при резком нажатии на газ на повышенных передачах или после выключения зажигания. Нужно сказать, что такой звон многие ошибочно связывают с поршневыми пальцами. Но пальцы стучат чаще всего на очень изношенных двигателях. Поэтому помните, что металлический звон может быть признаком именно неправильного сгорания топлива.

К другим признакам детонации мотора относятся:

  • потеря мощности при нажатии на газ,
  • появление серо-черного дыма при резком нажатии на педаль акселератора,
  • перегрев ДВС,
  • нестабильная работа движка.

Почему топливо в двигателе детонирует? Можно выделить следующие основные причины:

  • использование топлива с неподходящим октановым числом
  • нагар на камере сгорания мотора
  • нарушение процесса смесеобразования
  • неправильная настройка угла опережения зажигания (УОЗ)
  • перегрев ДВС (как вариант: из-за неэффективной работы системы охлаждения)

Что же делать, если двигатель детонирует? На современных инжекторных моторах обычно устанавливают датчик детонации, который обнаруживает взрывы в цилиндрах, передает сигнал на ЭБУ, а блок управления уже сам настраивает угол опережения зажигания. Если это не помогло решить проблему, мотор переходит в аварийный режим, а вы на панели приборов видите загоревшийся «чек». Чтобы проверить датчик детонации, нужно провести компьютерную диагностику силового агрегата.

Что касается более старых моторов, где нет датчика детонации, то в первую очередь нужно исключить такие причины, как перегрев и использование неправильного топлива. После этого можно заняться регулировкой УОЗ, а именно его уменьшением. Только учитывайте, что это временная мера, необходимая для того, чтобы доехать до мастерской. Ездить с уменьшенным углом зажигания нельзя, т.к. это приведет к прогоранию выпускных клапанов.

Как избежать детонации двигателя? Во-первых, заправлять авто топливом только с тем октановым числом, которое указано в руководстве по использованию машины. Во-вторых, следить за состоянием системы охлаждения и уровнем охлаждающей жидкости. Кроме того, стоит регулярно проверять радиатор и чистить его от загрязнений, следить за работоспособностью охлаждающего вентилятора. Все это позволяет избежать перегрева, а значит, и детонации мотора.