Как правильно обкатать мотор

Изображение для статьи Как правильно обкатать мотор

Многие автовладельцы знают, что новый двигатель или мотор, прошедший капиталку, важно обкатать. Вот только как сделать это правильно? Ответ — в данной статье.

Мы уже писали о том, что правильная обкатка способна увеличить срок службы ДВС. На самом деле, обкатанный движок получает плюс 15-20 % ресурса, а также становится более экономичным. Главное — обкатать мотор правильно.

Некоторые водители полагают, что на заводе-изготовителе или на сервисе двигатель уже прошел «холодную» обкатку, поэтому вопрос на этом можно закрыть. Но на деле производители редко обкатывают массовые конвейерные модели, а на многих сервисах нет необходимых для этого стендов. Поэтому если вы купили новый силовой агрегат или забрали его после кап.ремонта, настоятельно рекомендуем его обкатать, чтобы все детали «притерлись» друг к другу для дальнейшей слаженной работы под нагрузками.

Запомните: первые 3 тысячи км важно соблюдать правильный режим езды с умеренными нагрузками. Нельзя ездить с высокими или слишком низками оборотами; скорость не должна быть постоянной, а обороты одинаковыми; в это время нельзя перевозить тяжелые грузы или буксировать; запрещается тормозить двигателем, резко ускоряться и останавливаться.

Таким образом, первые 3 тыс. км никаких тяжелых режимов. Кстати, работа на холостом ходу тоже считается тяжелой для мотора, поэтому не считая прогрева, этим режимом не стоит злоупотреблять.


После первой тысячи км масло и масляный фильтр требуют замены. Важный момент: масло должно быть качественное, подходящее для данного мотора, и никаких добавок в смазку использовать не нужно. «Масляный вопрос» крайне важен потому, что притирки деталей без металлической стружки быть не может, а стружка попадает в смазку и собирается в масляном фильтре. Стоит ли говорить, что стружку из мотора нужно убрать?

Что касается самого процесса обкатки, то здесь можно выделить следующие правила и принципы:

  • Перед началом движения мотор стоит немного прогревать, но не слишком долго: до рабочей температуры агрегат разогреется уже в движении.
  • Дорогу стоит выбирать самую ровную, чтобы как можно реже встречались подъемы и спуски.
  • В первые 3 тысячи км от пассажиров по возможности нужно отказаться, ну или хотя бы свести количество попутчиков к минимуму.
  • Как уже говорилось, нельзя допускать резких ускорений, торможений и рывков, тормозить двигателем тоже нельзя.
  • Рекомендованная скорость — 60 км/час, обороты коленчатого вала — 2500 об/мин. Не стоит разгоняться, переходить на повышенные передачи и поднимать обороты выше указанных значений.
  • Езду в натяг и движение на оборотах 1000-1500 об/мин нужно исключить.
  • И наконец, нельзя все время держать одну и ту же скорость и передачу. Нагрузки на мотор должны быть щадящими, но они тоже должны нарастать, только постепенно. Оптимально периодически замедляться, затем ускоряться, при этом передачу важно выбирать такую, чтобы ДВС работал в рамках средних оборотов.

Такой подход и есть правильная обкатка двигателя. Единственное, что можно добавить: 3000 км — показатель минимальный. Полная притирка всех деталей и узлов чаще всего заканчивается после 7-9 тыс.км. А значит, в этом промежутке тоже желательно использовать режим бережной эксплуатации, и только потом можно постепенно (!) переходить к высоким и максимальным нагрузкам на силовой агрегат.